«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Василий Александрович Сухомлинский

 

       Какое огромное желание и стремление сделать именно так выражено в этих словах! Желание хорошо и творчески работать это конечно, значимый фактор в достижении определённых педагогических целей. Но, нельзя забывать о том, что педагог должен быть профессионально компетентен, так как профессиональная компетентность это необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

     Профессиональная компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, которая базируется на фундаментальном образовании и, разумеется, с эмоционально-ценностным отношением к педагогической деятельности, определяемой требованиями выбранной профессии. Другими словами, это многогранная профессиональная деятельность педагога, предполагающая владение значимыми теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками и личностными качествами. В то же время, нельзя отлично знать, превосходно уметь, но совершенно не хотеть заниматься  образовательной деятельностью.

     Таким образом, новый социальный заказ, обращённый к непрерывному образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической, социально-педагогической деятельности. Только в этом случае можно говорить о компетентном расширении кругозора дошкольников.

      С самого раннего возраста малыши любопытно и радостно относятся к разным вещам, происходящим вокруг них. Это и понятно, ведь для детей всё является совершенно новым и необычным. Дети познают мир, всё изучают глазами, трогают пальцами, пробуют на вкус. Опытные врачи-психологи и заслуженные педагоги утверждают, что развитие ребёнка, расширение его кругозора с самого детства должно быть максимально разносторонним. Именно благодаря такому подходу он сможет получить хороший старт в обучении и полностью раскрыть все свои таланты.

                         Как же расширять кругозор детей?

             Образовательный процесс следует выстроить в логике интегративного подхода. Специфические задачи образовательной области «Познавательное развитие», которая максимально расширяет кругозор детей, будут выполнены в ходе реализации содержания следующих образовательных областей, как:

  • социально-коммуникативная область;
  • социально-коммуникативная область (трудовое воспитание);
  • социально-коммуникативная область (основы безопасности);
  • чтение художественной литературы;
  • область «Физическое развитие»;
  • область «Художественно-эстетическое развитие».

       Решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения, а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приёмов образовательных областей и различных видов детской деятельности.

      Хорошо и продуктивно усваиваются знания и расширяется кругозор детей, если познавательный материал обдуманно вводится в форме игры: играйте с детьми везде и всюду. Вне зависимости от местоположения вы всегда можете превратиться в кладоискателей, строителей, туристов, кулинаров или водителей. Не ограничивайте свою фантазию – чем разнообразнее будут ваши игры, тем быстрее и активнее будут развиваться дети.

       Наблюдайте:

– станьте с детьми настоящими ценителями природы, обращайте внимание детей на явления, происходящие вокруг него. Рассказывая и поясняя увиденное детьми не оставляйте без эмоциональной окраски. Учите ценить каждый миг, а значит – целую жизнь.

     Экспериментируйте:

 – начинайте с самого простого (опыты со льдом, с водой, с содой и уксусом). Потом вы всегда можете устроить простые опыты, продемонстрировать на практике законы химии и физики. Объясняйте каждую реакцию. Большего восторга вы не увидите!

    Задавайте вопросы:

– выслушивайте вопрос до конца. Ваш ответ на вопрос при этом не должен подразумевать односложные слова «да» или «нет». И от детей добивайтесь полных ответов. Помните, что предложение – это минимальная единица сообщения, оформленная грамматически и интонационно, обладающая известной смысловой законченностью, выражающая сообщение, побуждение или вопрос. Если дети ещё путаются, не могут самостоятельно грамматически верно ответить на вопрос, заведите привычку вести с ними диалог – это позволит детям узнать другие мнения и понять правильность своего ответа.

    Путешествуйте:

– путешествия – прекрасный способ показать детям другой мир, интересных людей и новую культуру. Если проявить немного фантазии и виртуальное путешествие откроет много нового познавательного. Давайте ответ на каждый вопрос и удовлетворяйте интерес каждого ребёнка. А иначе для чего вы отправились в путешествие?

    Коллекционируйте:

– коллекционирование развивает интеллект, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать, приобретать новые знания. Коллекционирование приучает детей к аккуратности, усидчивости, развивается любознательность, расширяет кругозор, творческий потенциал, обогащает внутренний мир, улучшает характер.

             Коллекционируя расширяется кругозор детей и круг общения, повышается авторитет среди сверстников, приобретается уверенность в своих силах. Все эти качества нужны для исследовательской работы в любой области науки и производства.

   В заключение вспомним слова В.А.Сухомлинского, который советовал:  «…не  обрушивайте на ребёнка  лавину знаний, не стремитесь рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз захотелось возвратиться к тому, что он узнал».